История павловопосадского платка

25 Апр
Печать

Богородский уезд Российской империи (район современного Павловского Посада) в конце восемнадцатого века был одним из самых заметных центров по производству текстиля. Здесь производились тканевые платки и сарафаны, украшенные орнаментом, вытканным золотом. К середине девятнадцатого века среди богородских мастеров широко распространяется шелкоткачество, а с 1860-х годов фабрики уезда начинают производить платки из шерстяной или полушерстяной ткани с красивым набивным рисунком. Именно такие платки впоследствии стали известны как «павловские» или «павловопосадские».

После Октябрьской революции 1917 года мануфактура была национализирована и переименована в Старопавловскую фабрику. Под влиянием времени тематика платочных узоров изменилась: в ней отразилась жизнь страны и идеология её руководства. Однако, к счастью, не был забыт и традиционный «цветочный» рисунок. В первые десятилетия после революции предприятие выпускало в основном хлопчатобумажные ткани, а к шерстяному платку вернулось только после Великой отечественной войны.

Во второй половине двадцатого века, с 1970-х годов платочная фабрика стала использовать при производстве своей продукции новый метод трафаретной печати вместо устаревшего и трудоёмкого применения деревянных форм. Этот способ позволяет увеличить количество цветов и создавать платки, превосходящие по своему внешнему виду изделия, производимые ранее методом набойки.

В последние десятилетия, с исчезновением идеологического влияния, мастера фабрики создают новые узоры и орнаменты, отвечающие последним направлениям в моде и дизайне. Тем не менее, традиционные старинные рисунки и колорит павловопосадских шалей и платков бережно сохраняются и активно используются по сей день.